Дочери Мары – демона-искусителя
Чатчаван Радкхлонгтан (Chatchawan Rodklongtan), 2013 год, холст, акрил, 120 x 150.

Ма́ра — демон-искуситель — поэтическая персонификация препятствий на пути. В буддийской космологии Мара персонифицируется как воплощение безыскусности, гибели духовной жизни. Он отвлекает людей от духовных практик путем придания привлекательности земной жизни или выдавая отрицательное за положительное.

Часто встречается также «Намучи» в качестве синонима Мары — дословно «не-освободитель», то есть противоположность освободителю.

Согласно традиции, когда Бодхисатта сидел под деревом Бодхи, Мара пытался предотвратить его просветление, наслав на него орды демонов. Этот эпизод называется «Война Мары» (мара-юддха). Также он пытался соблазнить Будду своими тремя дочерями. Затем ещё 7 последующих лет он преследовал Будду, пытаясь найти его слабое место. Впоследствии Мара пытался убедить Будду уйти в паринирвану без разглашения миру Учения, а также, когда её время приближалось, оставить мир поскорее. В последнем он даже преуспел, хотя фактически момент ухода Будды из мира соответствовал истощению кармы существ видеть его и слушать его поучения.

В абхидхарме Мару помещают на высшее местопребывание сферы чувственного в мир Паринимитра-вашавартин, где «дэвы имеют власть над творениями других». Там, в качестве реальной личности, Мара считается одним из правящих дэвов.