Искусство Камбоджи: Резьба по мрамору

Столица четвёртой крупнейшей провинции Камбоджи, город Поусат, известен на всю страну благодаря местным произведениям из мрамора. Мраморные блоки добываются в горах Кардамон. Зелёный, красный, синий и чёрный мрамор высочайшего качества находится на горе Тмор Кео, в 80 километрах от Поусата. Мрамор был впервые найден в этой местности во время французской колонизации. Добыча мрамора – актуальный бизнес для местных жителей, так как мрамор здесь находится в изобилии и добывается давно. Умелых резчиков по камню можно увидеть здесь и там, вырезающих огромные статуи Будды и другие прекрасные скульптуры. В Поусате даже была создана школа резьбы, где более трёхсот учеников учатся и совершенствуют лучшие методы резьбы.

Краткая история камбоджийской резьбы по мрамору

Археологические находки доказывают, что Ангкор Борей был наиболее обширной местностью царств Фунань и Ченла (68-550; 550-706). Древнейшие известные кхмерские каменные изваяния были найдены в пещерных храмах именно в этой области. Эти скульптуры изображают буддийских и индуистских божеств, что демонстрирует традиционное индийское стилистическое влияние. Но и национальные кхмерские особенности можно ощутить в отдельно стоящих изваяниях, поддерживаемых аркой или каким-либо «признаком божественности». Большинство статуй изображают божеств Вишну и Шиву, иногда объединённых в единую сущность, называемую Харихара. В период Ченла заметно увеличилось количество рельефной резьбы на каменных перемычках и фронтонах.

Период Ангкора

Изначальным художественным стилем ангкорского периода является стиль кулен (802-875). Это первый стиль, который обходился без поддерживающих арок. Тела скульптур располагались строго вертикально, а лица обладали отличительными кхмерскими чертами – округлостью и широкими бровями. Стиль Ко Кер (941-944) обозначил склонность творцов к созданию гигантских фигур людей и животных в динамичном движении. Стиль Бафуон (1010-1080) – тонкий и изящный. Глаза скульптур часто гравированные, украшенные драгоценными камнями и металлами.

Стиль Ангкор-Ват (1100-1175) воплощает самые высокие архитектурные устремления, такие как храм Ангкор-Ват. Орнамент и барельефы зданий изображают прямые мускулистые фигуры, богато украшенные ремнями, ожерельями и браслетами.

Большое количество статуй в стиле Байон (1180-1230) изображают буддийских персонажей с индуистскими символами. Идея заключалась в том, чтобы показать Будду как могучего вселенского монарха в соответствии с современными изображениями индуистских богов. Скульптуры членов королевской семьи в образе буддийских божеств также были популярны в тот период.

Начиная с последнего ангкорского периода, дерево постепенно заменяет камень в качестве основного материала кхмерских скульптур. Из-за недолговечности материала удалось сохранить совсем немного деревянных статуй того периода.

Послеангкорский период

Деревянные скульптуры этого периода покрыты слоями лака в декоративных и защитных целях. Часто статуи инкрустированы слоновой костью, жемчугом или керамическими украшениями. Большинство деревянных статуй были вырезаны в последние несколько столетий.