Выставка «Линней Трайп, фотограф Индии и Бирмы 1852-1860» в Национальной галерее искусства, Вашингтон, часть 1
Сроки проведения выставки: 21 сентября 2014 — 4 января 2015

На мой взгляд, капитан Линней Трайп — один из самых лучших фотографов викторианской эпохи.

Сделанные на столь раннем этапе истории фотографии и за столь короткий промежуток времени (и в этом отношении присутствует сходство с Джулией Маргарет Кэмерон), работы Трайпа являются чем-то значительно большим, чем просто его предвиденьем признания фотографии эффективным способом передачи информации о неизвестных культурах и регионах. Как известно, «изучение Трайпом топографии, где выбор точки обзора и тщательное внимание к визуальным деталям являются наиважнейшими, придало его фотографиям особую эстетическую строгость». Но в них скрыто нечто гораздо большее, чем простой инструмент ремесленника — некая неуловимая магия, присущая произведениям подлинного художника.

Вы всего-навсего должны почувствовать впечатляющее пространство открытой палубы квартердека корабля Её Величество «Неприступного» (1852-1854, см. ниже) с этими нависающими поперечинами, давящими с высоты, или понять свет в «Пугам Мио: Вид на пагоду Гауда-Пален с большого расстояния, 20-24 августа 1855 года» (см. ниже) — как же великолепно это изображение — и наблюдать тонкости композиции в, казалось бы, таких невзрачных видах как «Тсагаин Мио: Вид у реки Ирравади, 29-30 августа, 1855» и «Тсагаин Мио: Проезжая дорога 29-30 августа 1855 года» (см. ниже), чтобы ощутить всю силу вдохновения и глубинного понимания вещей этого человека.

Я могу смотреть на эти снимки каждый день моей жизни, и они никогда мне не наскучат.

Автор: Маркус Буньян

Большая часть нижеприведённого текста — с сайта Британской бибилиотеки.

«Динамическое видение, которое привнёс Трайп в эти большие и технически сложные фотографии и пристальное внимание, которое он уделил их исполнению, показывают, что его цели также были и художественными».

Линней Трайп

Оружейная пристань — Дэвенпорт

1852-1854

23.1 x 33 см

Уилсоновский центр фотографии, Лондон

Линней Трайп

Квартердек корабля Её Величества «Неприступного»

1852-1854

27 x 34.8 см

Национальная галерея искусств, Вашингтон

Линней Трайп

Йе-нан-гёнг: Тамариндовое дерево, 14-16 августа 1855

1855

26.3 × 34.7 см

Фотография тамариндового дерева авторства Линнея Трайпа с пагодой на склоне холма на заднем плане в Йенангёнге в Бирме (Мьянме), из собрания 120 снимков. Трайп был официальным фотографом британской дипломатической миссии, направленной к королю Бирмы Миндону Мину в 1855 году. Она последовала за британской аннексией Пегу после Второй Англо-Бирманской войны в 1852. Помимо официальных обязанностей, миссия должна была собирать информацию о стране и её народе. Архитектурные и топографические виды Трайпа имеют огромное документальное значение, так как они среди самых ранних сохранившихся фотографий Бирмы. Йенангёнг был городком на реке Айейарвади (Иравади) в западной части центральной Мьянмы, посреди самых плодородных полей в стране. Тамаринды часто используются с бирманской кухне, а тамариндовые деревья широко распространены в Бирме. Их также применяют в качестве сырья в производстве ароматических палочек.

Линней Трайп

Пугам Мио: Вид на пагоду Гауда-Пален с большого расстояния, 20-24 августа 1855 года

1855

25.3 × 34.1 см

Музей Метрополитан

Фотография Линнея Трайпа, изображающая вид на храм Гавдавпалин в регионе Паган (Баган) в Бирме (Мьянме), из собрания 120 снимков. В этом собрания архитектурных и топографических видов Трайп, офицер мадрасской пехоты, одним из первых запечатлел государство Бирма. Британская миссия в Бирме получила задание убедить бирманского короля Миндона Мина принять аннексию Пегу (Нижней Бирмы), последовавшею за Англо-бирманской войной 1852 года. Паган, столица первого бирманского царства, существовавшего с XI по XIV века, является одним из самых важных мест археологических раскопок в Юго-Восточной Азии, в радиусе 30 километров от его центра находятся больше 2000 ступ, храмов и монастырей. Строительство одного из самых красивых и изящных храмов Пагана, Гавдавпалина Позднего Периода или Трона Почтения, было начать в царствование Нарапатиситху (1174-1211) и завершено в правление Надаунгмии (правил с 1211 по 1234). Трайп писал: «Снято с вершины Тапинью. Развалины всех форм и размеров, которые видны на этом кадре, дают представление о том, как они разбросаны примерно на восемь миль вдоль русла реки (Ирравадати) и примерно на три мили вглубь от берега».

Линней Трайп

Пугам Мио: Пагода Тапинью, 20-24 августа 1855

1855

25.1 × 34.5 см

Музей Метрополитан

Фотография Линнея Трайпа, изображающая храм Тат-бийн-ну в регионе Паган (Баган) в Бирме (Мьянме), из собрания 120 снимков. В этом собрания архитектурных и топографических видов Трайп, офицер мадрасской пехоты, одним из первых запечатлел государство Бирма. Британская миссия в Бирме получила задание убедить бирманского короля Миндона Мина принять аннексию Пегу (Нижней Бирмы), последовавшую за Англо-бирманской войной 1852 года. Другим намерением британцев был сбор информации о стране. Они путешествовали по Бирме с августа до начала ноября 1855 года, останавливаясь в различных местах, что позволяло Линнею Трайпу, официальному фотографу, а также художнику миссии Колсворту Гранту выполнять свои обязанности. Паган, столица первого бирманского царства, существовавшего с XI по XIV века, является одним из самых важных мест археологических раскопок в Юго-Восточной Азии, в радиусе 30 километров от его центра находятся больше 2000 ступ, храмов и монастырей. Трайп писал о Тат-бийн-ну «или “Всеведущем”. Его площадь около 230 квадратных футов, а высота — 200 футов; он разделён на два уровня, а на каждом уровне по два этажа. Арочные коридоры опоясывают каждый уровень, в них расположены арочные дверные проемы, открывающиеся наружу; напротив них на первом этаже сидят фигуры Гаутамы. В центре каждой стороны нижнего уровня находится выступающее крыло с высокой дверью, ведущей в преддверие храма: они образуют центральное крыльцо, выходящее в коридор, перед ним расположена колоссальная фигура сидящего Гаутамы. Центр здания представляет собой каменный массив, увенчанный выпуклым пирамидальным шпилем, заканчивающимся Т-образной фигурой. Здание возведено примерно в 1100-м году нашей эры». Храм является самым высоким сооружением в Пагане, возвышающемся на 61 метр. Возведённый королём Алаунгситтху в середине XII века, храм имеет самую сложную планировку среди всех зданий среднего периода зодчества в Пагане (1120-1170).

Линней Трайп

Тсагаин Мио: Вид у реки Ирравади, 29-30 августа 1855

1855

26.2 × 34.2 см

Национальная галерея искусств, Вашингтон, Фонд Стивена Г. Стейна

Фотография Линнея Трайпа, запечатлевшая вид в Сикайне в Бирме (Мьянме), из собрания 120 снимков. Данный вид открывает с берега Иравади, если смотреть в направлении здания на сваях, возвышающегося над водой. Трайп писал в сопроводительном тексте: «Иравади во время паводков наводняет местность на некотором расстоянии от своих берегов; таким образом необходимость строить на сваях, как видно выше, вполне очевидна».

Линней Трайп

Тсагаин Мио: Разрушенный Тазуонг, 29-30 августа 1855

1855

27 × 34.2 см

Национальная галерея искусств, Вашингтон, Фонд Стивена Г. Стейна

«Британский фотограф-новатор капитан Линней Трайп (1822-1902) сделал одни из самых ранних фотографий Индии и Бирмы (ныне Мьянма). На первой крупной передвижной выставки его работ, «Капитан Линней Трайп: Фотограф Индии и Бирмы, 1852-1860», проходившей в Национальной галерее искусств в Вашингтон с 21 сентября 2014 года по 4 января 2015, было представлено около 60 фотографий, снятых между 1854 и 1860, запечатлевших драматические пейзажи и архитектуру знаменитых мест как религиозного, так и светского назначения в Индии и Бирме, некоторые из которых в настоящее время уничтожены.

«Трайп занимает особое место в истории фотографии XIX века, благодаря его предвиденью признания фотографии эффективным способом передачи информации о неизвестных культурах и регионах», — говорит Эрл А. Пауэлл III, директор Национальной галереи искусства. «Мы рады представить эту выставку посетителям, интересующимся фотографией, архитектурой и историй, и мы надеемся, что эти захватывающие изображения смогут всех вдохновить».

Выставка была организована Национальной галереей искусства и Музеем Метрополитен сотрудничестве с Музеем Виктории и Альберта. После Вашингтоне выставка была представлена в Музее Метрополитене в Нью-Йорке с 24 февраля по 25 мая 2015, а затем — в Музее Виктории и Альберта в Лондоне с 24 июня по 11 октября 2015 года.

Основные моменты выставки

Экспонаты выставка организованы в хронологическом порядке, экспозиция прослеживает работы Трайпа, начиная с самых ранних его фотографий, сделанных ещё в Англии (1852-1854) во время продолжительного отпуска после первой командировки в Индию, и заканчивая теми, что были сняты в экспедициях в южное индийское королевство Майсур (1854), в Бирму (1855) и снова на юг Индии (1857-1858). Диапазон объектов для съемки у него был довольно широк: от мест археологических раскопок и памятников, древних и современных зданий религиозного и светского назначения и до геологических формаций и видов ландшафтов.

Трайп первым сделал фотографии английских верфей, кораблей в ремонте и волноломов — предметов, имеющих важное значение для военных. Такие снимки как «Квартердек корабля Её Величества “Неприступного”» (1852-1854) отличают его работы от других фотографов-любителей того времени, которые предпочитали снимать живописные пейзажи и жанровые сценки.

Трайп вернулся в Индию, чтобы работать на Ост-Индскую компанию во время переходного периода в истории Великобритании, Индии и Бирмы. К 1854 Компания была крупнейшим и самым мощным в мире коммерческим предприятием, а также фактически правила Индией и Бирмой. Необходимость управления столь обширной территории порождала нужду в сборе данных, картах, топографических изысканиях, чертежах и, в конечном счёте, фотографиях. Вдохновлённый интересом со стороны его работодателей, Трайп предпринял финансировавшуюся из частных средств экспедицию в Майсур на юге Индии, где он использовал свои недавно приобретённые фотографические навыки, чтобы запечатлеть древние памятники, и создал такие изображения как «Хуллабеде: Сули Мундуппум с северо-востока» (1854).

«Изучение Трайпом топографии, где выбор точки обзора и тщательное внимание к визуальным деталям являются наиважнейшими, было ключом к успеху его фотографий как художественных произведений», — говорит Сара Гринаф, старший куратор и руководитель, отдел фотографии Национальной галереи искусства.

В 1855 году Трайп и художник-топограф-акварелист путешествовали вместе с британской миссией в Бирме, пытавшейся заключить мирный договор. Во время экспедиции в Верхней Бирме Трайп сделал более двухсот негативов, которые он отобрал, отретушировал, напечатал и скомпоновал в два собрания, каждое со 120 оригинальными фотографиями, в том числе «Йе-нан-гёнг: Тамариндовое дерево» (1855) и «Пугам Мио: Вид на пагоду Гауда-Пален с большого расстояния» (1855).

Конечной целью миссии был бирманский королевский город Амерапура, где Трайп сделал почти сотню негативов. Для презентации собрания фотографий из той экспедиции он расположил снимки так, как будто вёл экскурсию по городу, от жилого района мимо монументальной статуи Гаутамы — самого популярного бирманского воплощения исторического Будды — к западным пригородам. Двадцать шесть оригинальных фотографий из его бирманской экспедиции вошли в экспозицию.

Трайп был назначен фотографом в Мадрасское президентство (административная единица Британской Индии, которая занимала значительную часть юга страны) в 1856 году. Он посчитал это великой честью и предложил сделать так, чтобы его работа стала «первой попыткой проиллюстрировать состояние страны посредством фотографии, в завершённом и систематизированном виде».

Этот проект обеспечил ему статус первого фотографа, столь подробно запечатлевшего южную Индию — как святейшие храмы страны, посвященные индуистским божествам Шиве и Вишну, так и усилия британцев по модернизации жизни в стране и широкое влияние Ост-Индской компании. Его работа в южной Индии принесла более 290 негативов большого формата, которые он скомпоновал в девять собраний, содержащие в общей сложности 17,745 отпечатанных снимков, 30 из которых были представлены на выставке.

Также там была продемонстрирована 19-футовая панорама Трайпа «Танджур: Великая Пагода, надписи вокруг Биманума» (1858) — первая фотография в своём роде, зафиксировавшая древние тамильские надписи на основании храма Брихадисхвара в Танджуре на юге Индии. Для достижения этого технического чуда Трайп кружил вокруг храм, делая отдельные экспозиции (общим числом 21), которые он потом объединил и отретушировал, чтобы создать финальную композицию.

Чтобы помочь посетителям оценить технические достижения Трайпа, в выставку была включена финальная галерея снимков ряда его современников, объясняющая приёмы печати и ретуши фотографий, которые выделают работы Трайпа среди прочих.

Капитан Линней Трайп (1822-1902)

Трайп родился в Англии в городе Девонпорт в семье, находившейся на верхушке среднего класса, присоединился к британской Ост-Индской компании в 1839 году и был назначен в 12-й мадрасский туземный пехотной полк. После нескольких лет индийской командировки он вернулся в Англию в 1851 году и начал проявлять интерес к фотографии. В 1853 году Трайп присоединился к Лондонскому фотографическому обществу.

Благодаря своей военной подготовке в качестве офицера британской армии, Трайп достиг большого технического успех в Индии и Бирме, даже несмотря на то, что тропическая жара и влажность этих стран влияли на необходимые для фотографии химикаты. Тем не менее, судьба Трайпа как фотографа была неразрывно связана с судьбой Британской Империи в Индии. Несмотря на его профессиональные достижения и технических инноваций, восстания в конце 1850-х вызвали новую эру пристального надзора и непосредственного регулирования в недавно национализированной Ост-Индской компании, и британское правительство взял на себя управление Индией, превратив её в королевскую колонию. Трайп был вынужден закрыть свою студию в 1860-м году из-за мер по сокращению расходов, и в результате он почти полностью забросил занятия фотографией.

Кураторы

Кураторами выставки выступали Сара Гринаф, старший куратор и руководитель отдела фотографии Национальной галереи искусства; Малкольм Дэниел, дежурный куратор отдела фотографии Музея изобразительных искусств города Хьюстона; и Роджер Тейлор, почетный профессор истории фотографии Университет Де Монфор в Лейчестере».

Пресс-релиз Национальной галереи искусства

Линней Трайп

Пугам Мио: Резной дверной проём во дворе Пагоды Шве Зигонг, 20-24 августа или 23 октября 1855

1855

32.5 × 26.9 см

Национальная галерея искусства, Вашингтон, Фонд Дианы и Мэллори Уокер

Фотография резного дверного проёма храма Швезигон в Пагане (Багане), регионе Бирмы (Мьянмы), сделанная Линнеем Трайпом, из собрания 120 снимков. Паган, столица первого бирманского царства, существовавшего с XI по XIV века, является одним из самых важных мест археологических раскопок в Юго-Восточной Азии, в радиусе 30 километров от его центра находятся больше 2000 ступ, храмов и монастырей. Нижние террасы Швезигона, важное место паломничества в Пагане, были, по-видимому, построенный Аноратхой (правил с 1044 по 1077), а остальная часть здания была возведена Кианзиттхой (правил с 1084 по 1113). Трайп писал об этом снимке: «Это двор Шве Зигонг. Он разваливается и больше не стоит вертикально, но весьма интересен, и при этом в том же дворе расположено много других подобных сооружений, но все они заметно различаются между собой, что показывает, насколько изобретательны бирманцы в плане создания конструкций и архитектурных украшений».

Линней Трайп

Тсагаин Мио: Проезжая дорога, 29-30 августа 1855

1855

24.5 × 34.1 см

Музей Метрополитан

Фотография дороги на Сикайн в Бирме (Мьянме) из собрания 120 снимков. Трайп, офицер мадрасской пехоты, был официальным фотографом британской дипломатической миссии, направленной к королю Бирмы Миндону Мину в 1855 году. Она последовала за британской аннексией Пегу после Второй Англо-Бирманской войны в 1852. Мандалай, что в центре Бирмы, был столицей последнего бирманского царства. Вокруг него на берегах реки Иравади теснятся другие, более древние столицы, такие как Ава (Инва), Амарапура и Сикайн. Последний расположен в 21 километре к юго-западу от Мандалая, на противоположном берегу реки относительно Авы, долгое время Сикайн считалась религиозным центром Бирмы. Люди приезжают со всей страны, чтобы помедитировать в Сикайне, в народе известном как «Маленький Паган», поскольку здесь расположены сотни ступ и монастырей. Основанный в 1315-м году вождём народа шанов, Сикайн был столицей всего несколько десятилетий, прежде чем цари перенесли свою резиденцию в Аву.

Линней Трайп

Амерапура: Деревянный мост, 1 сентября — 21 октября 1855

1855

22.3 × 32.4 см

Музей Метрополитан

Фотография, сделанная Линнеем Трайпом, из собрания 120 снимков, изображающая вид деревянного моста в Амарапуре в Бирме (Мьянме). Мост протяжённостью полтора километра проходит через озеро Таунгтаман на юге Амарапуры. Был возведён мэром У Бейном в 1784 году, сделан из тиковых столбов, взятых из разрушенной бывшей столицы Авы (Инвы). Трайп писал об этом пейзаже: «Перекинувшийся через западную часть озера, на сваях, находящихся на расстоянии 7 футов друг от друга, иногда с дополнительными проходами (покрытыми незакреплёнными досками) для прохода крупных лодок».

Линней Трайп

Амерапура: Огромная статую Гаутамы недалеко от северного конца деревянного моста, 1 сентября — 21 октября 1855

1855

24.7 × 33.3 см

Коллекция Чарльза Айзакса и Кэрол Нигро

Фотография статуи сидящего Будды, сделанная Линнеем Трайпом возле моста У Бейна в Амарапуре в Бирме (Мьянме). Амарапура была домом первого британского посольства в Бирме в 1795 году, и вновь приняла у себя дипломатическую миссию Трайпа. Трайп писал об этом Будде в окружении небольших пагод: «Его высота от трона составляет около 37 с половиной футов».

Линней Трайп

Амерапура: Вид на озеро, 1 сентября — 21 октября 1855

1855

22.4 × 34.8 см

Предоставлено Робертом Хершковитцом, Чарльзом Айзаксом и Гансом П. Краусом-мл.

Фотография общего вида озера Таунгтаман в городе Амарапура в Бирме (Мьянме). Амарапура была возведена на квадратной мандале, или сакральном схематическом изображении, отражающем космологические идеи. Каждые из двенадцати городских ворот, по три в каждой стене, были увенчаны павильоном в бирманском стиле, известном как пиат-тхат. Город был окружён рвом, улицы внутри рва располагались подобно сетке или решётке. Фотограф писал об этом пейзаже: «Снято с дамбы, пересекающей озеро Тоунг-деман в его восточной оконечности. Слева виднеется сам город».

Линней Трайп

Амерапура: Пагода Шве-доуг-дик, 1 сентября — 21 октября 1855

1855

25.8 × 34.6 см

Музей Метрополитан

Линней Трайп

Амерапура:Тоунг-лай-лоу-тий Кьянг, 1 сентября — 21 октября 1855

1855

26.6 × 33.5 см

Национальная галерея искусства, Вашингтон, Фонд Стивена Г. Стейна

Фотография кьянга (монастыря) в Амарапуре в Бирме (Мьянме), сделанная Линнеем Трайпом. Этот изображение крупным планом показывает детали резной каменной кладки на входе в кьянг. Трайп писал: Монастыри обычно строят из дерева, но этот из кирпича, его архитектурный стиль также необычен, что проявляется во множестве деталей».