Ват Ронг Кхун / Wat Rong Khun
Построен для страны, поднесен в дар Будде.

Ват Ронг Кхун - это храм построенный Чалемчаем Коситпипатом, художником из Чиенграя, чьей целью было создать уникальное, величественное произведение буддийского искусства и преподнести его Королю Таиланда. Храм стал известен иностранцам под названием «Белый Храм». У строительства храма нет определенных временных рамок, все уже спланировано и ученики, что продолжат дело и обеспечение. Тайцы непременно должны найти любую возможность посетить Ват Ронг Кхун, выдающийся образец буддийского искусства.

Ват Ронг Кхун/Wat Rong Khun

Чалемчай Коситпипат: «Я профессиональный художник, люблю рисовать с тех пор, как себя помню. Я поставил себе единственную цель - стать художником, поэтому усердно учился и закончил Школу Пхо Чанг, самое известное художественное училище в Таиланде и Университет Силапакон. В 1977 я был удостоен золотой медали на национальном конкурсе искусств. С тех пор я больше не отправлял свои работы на конкурсы, поскольку высшей целью в жизни я выбрал отнюдь не получение наград.

В период с 1980 по 1996 года, я ездил и выставлял свои произведения, чтобы набраться опыта и распространить буддийское искусство за рубежом, в странах Азии, Америки и Европы. В особенности, в Англии, где я прожил 4 года, с 1984 до 1988, занимаясь росписью стен в тайском храме в Лондоне. Храм называется Ват Пхуттхапатип и принадлежит правительству Таиланда. Свою работу я посвятил Будде и моей стране. Я не задумывался об оплате, поскольку хотел создать произведение современного буддийского искусства моей страны для людей всего мира, чтобы они могли узнать и эмоционально прочувствовать его эстетику и философию.

Я постигал Учение Будды более 20 лет, познал истину рождения, жизни и смерти, Медитацию Випассана для того чтобы отречься от желаний. Я выбрал учение Будды как путеводную звезду, чтобы идти срединным путем во внешнем и внутренним мире и достиг успеха как в жизни, так и в духовном плане. Я широко известен в разных странах, коллекционеры как в моей стране, так и за рубежом скупили мои работы, цены на них стали очень высокими, поэтому их нет в продаже уже с 1997 года и их невозможно купить. В 1995 я удостоился великой чести преподнести несколько признанных моих работ Королю.

Чалемчай Коситпипат

Что же касается Дхармы… Мои ощущения стали более красочными, радостными, душа обрела покой, а не мечется как прежде, до того как я познал учение Будды. Благодаря Учению я направил свои устремлении на служение человечеству, я понял, что должен посвятить жизнь своей стране, учению Будды , людям. Я надеюсь отдать всю свою жизнь художника, свой ум, мастерство, воображение всему миру до последнего вздоха. В 42 года я начал работы по строительству храма Ват Ронг Кхун, храма моей родной деревни, планы которого вынашивал 3 года, на деньги, что откладывал от продажи моих работ в течение 20 лет.

Моей мечтой было создать свое собственное произведение искусства, которое стало бы одним из самых великих в мире и заявило о величии моей страны. Сначала, в 1997 году, я построил зал Упасатхи на территории бывшего храма площадью в 4,8 м2. На сегодняшний день, к 2005 году, на 8-м году моей работы над строительством храма, его площадь увеличилась до 19,2м2 за счет покупки новых земель и пожертвований господина Ванчая Витчаячакхона.

Ват Ронг Кхун/Wat Rong Khun

В настоящее время, зал Упасатхи завершен примерно на 60%. Думаю, что на завершение внешнего убранства понадобится еще 5-6 лет, что же касается внутреннего убранства, то до полного завершения росписей потребуется еще 8-10 лет. На территории храма будут воздвигнуты 9 уникальных зданий, образующие величественны райский город. Возможно, моей жизни не хватит, чтобы расписать внутреннюю отделку всех 9 зданий. Жизнь коротка, искусство вечно. Тем не менее, я рассчитываю завершить основное строительство к 2008 году.

Ват Ронг Кхун/Wat Rong Khun

В случае моей смерти, мои ученики воплотят мой замысел до конца. Я уже оставил все необходимые распоряжения. Люди, посещающие храм, не волнуйтесь по поводу того, что из-за огромных расходов я не смогу его достроить до конца, при том, что я не принимаю пожертвования свыше 10.000 бат. Деньги для меня не проблема. К этому моменту я уже потратил на строительство больше 40 миллионов бат. Я уверен в себе, уверен в своем дарящем сердце и прошу всех не беспокоиться. Я не хочу просить ни у кого денег, ни у правительства, ни у частных компаний, ни у каких-либо состоятельных людей, потому что не хочу находиться под властью чьего-то мнения. Я не хочу , чтобы кто-то имел власть над мои воображением. Я должен быть свободен, ничто не должно ограничивать мои замыслы по созданию храма. Я верю, что с большими деньгами приходит зависимость от дарящего.

Я создавал это произведение направляемый своей верой, а не в надежде получить взамен что-либо. Я против того, чтобы совершать буддийские заслуги на показ. Этот храм не собирает деньги, прикрываясь робами монахов. Этот храм не строится в спешке к празднованию каких-либо дат. Я думаю только о том, что он должен быть лучше всех, красивее всех и я должен строить его до конца моих физических и духовных сил.

«Смерть – единственное, что сможет забрать свободу моего воображения»

Люди спрашивают, что вдохновляет меня до конца жизни посвятить свое тело и душу строительству Храма Ронг Кхун. Есть 3 вещи, которые я люблю, благотворю и ценю больше своей ничтожной, жалкой жизни. 3 вещи, о которых каждый таец должен помнить с каждым своим вздохом.

Родина

Я родился на тайской земле, в маленькой деревеньке под названием Ронг Кхун, в провинции Чиенграй. Когда я родился, не было электричества, повивальную бабку которая помогла мне появиться на свет звали Тун, моя кровь упала на эту землю. Я люблю свою страну. С детства я хотел стать военным, но плохо учился, зато хорошо рисовал. У меня появилась мечта однажды создать великое произведение буддийского искусства, чтобы оно стало достоянием моей родины.

Вера

С детства я был очен плохим ребенком. Я был нетерпелив, агрессивен, непослушным, однажды даже поранил брата, я посещал бордели, когда вырос стал очень влюбчивым, распущенным, часто обманывал девушек. Когда я закончил университет, все стало еще хуже. Мной владели эгоизм, вожделение, стяжательство, честолюбие, зависть, хвастливость. Учение Будды подобно острому пруту с шипами, насквозь пронзило моё мятежное сердце. Закон, подобно холодной воде остудило мое нетерпение в глубине моей души и как горячая вода, согревавшая меня, когда я испытывал страх или сомнения в Истине Дхармы. Следуя Дхарме, я отбросил соблазны мирской жизни. В итоге, я обрёл умиротворение, счастье, свет разума, примирение с собой, семьей и друзьями по всему миру. Я улыбался и смеялся от ощущения счастья, которое рождалось внутри меня, мои глаза светились радостью. Закон стал для меня великим благом, изменил мою жизнь, дал мне понимание всего вокруг, дал мне мудрость осознать закон рождения, жизни и смерти. И тогда я поклялся посвятить свою жизнь служению Будде и вере, продолжить традиции буддийского искусства, до признания всего мира.

Король

Когда я учился на факультете живописи университета Силапакон, я слышал, как наши преподаватели рассказывали о Короле, что Его Величество повелел создать искусство, которое будет символом эпохи его правления. Почему нет искусства, отражающее то или иное правление? Строились новые храмы, но и они создавались под влиянием старой культуры. Я был достаточно взрослым, чтобы понять мысль Его Величества. Я решил выучиться на отделении тайского искусства, в надежде, что наступит день, когда я смогу что-то сделать во славу короля. И в конце концов, я отправился безвозмездно расписывать стены храма Пхуттхапатит в Англии. Я хотел создать уникальное, единственное в своём роде произведение современной тайской живописи, непохожее на все, что создавалось в предыдущие правления, и посвятить его Королю. На это ушло 4 года усердия, терпения моего, моих друзей и многих студентов младших курсов. Это был самый тяжелый этап моей жизни. Когда я уставал и был готов сдаться, я думал о Короле. Это поддерживало меня и придавало мне сил. Однажды Его Величество задумал создать книгу о Махаджанаке. Ему нужны были картины, которые Он мог бы использовать в качестве иллюстраций к тексту. Он указал на картины на стенах тайского храма в Англии как на пример современного, уникального в своём роде тайского искусства. Меня выбрали в качестве одного из иллюстраторов королевской книги. После этого я не раз получал благословение Его Величества на создание различных работ и был приглашен на аудиенцию с Королём. Я видел талант Его Величества к искусству, его добродетель, это вызвало моё восхищение. Я видел, как он благоволит национальному искусству. Тогда я захотел посвятить лучшие годы своей жизни на создание образца буддийского искусства, такого, которое могло бы стать символом Его правления.

Символизм Убосота

Я хотел построить храм, похожий на рай, небесный дворец на земле, который люди смогут осязать.

Белый цвет: чистота Будды. Мост: переход из Сансары в мир Будды. Клык/пасть Мары: душевные страсти. Подъём моста: по 8 демонов с каждой стороны, которые вместе символизируют 16 страданий. Середина моста: Гора Меру. Цветки священного лотоса: 4 больших цветка, символизирующих 4 стадии божественного просветления: сротапанна, сакадагамин, анагамин и архат. Лестница: 3 ступени, 3 признака существования – анитья, дуккха и анатман.

Я наполнил храм символами, как если бы это был дом Будды. Белый цвет, обозначающий чистоту Будды. Белое стекло, символизирующее разум Будды, освещающий весь мир и вселенную. Мост, обозначающий переход из Сансары в Нирвану. Небольшая полусфера в начале моста, обозначающая мир людей. Большой круг в виде пасти Мары или Раху, обозначающий душевные страсти, спутанные желания – дуккха, страдание.

Тот, кто идет к Будде во Нирвану должен отпустить собственные страсти и желания, бросить их в пасть Мары, очистить помыслы, чтобы обновлённым вступить на мост. Подъем моста состоит из 16 демонов, по 8 с каждой стороны, которые обозначают 16 причин страдания. За ними находится середина моста, обозначающая гору Меру, обитель богов. Под ней пруд, обозначающий Великий Океан. 6 уровней небес, за которыми располагаются 16 уровней мира Брахм, символами которых являются 16 цветков священного лотоса. Они располагаются вокруг 4 больших цветков, символизирующих 4 стадии божественного просветления: сротаапанна, сакадагамин, анагамин и архат.

Перед подъемом по лестнице – полусфера, обозначающая наш мир. У лестницы – три ступеньки, обозначающие анитья дуккха и анатман. За ними – страна 4 бесплотных Брахм, символами которых являются 4 цветка священного лотоса и 4 двери. Последняя дверь состоит из 3 кусков стекла, символизирующих пустоту (освобождение). После этого вы оказываетесь у порога Нирваны. Внутри, на всех четырех стенах – золотые картины. Пол и потолок расписаны сценами освобождения от мирских страстей и перехода в Нирвану.

Что касается крыши храма, я попытался вплести туда важный принцип дхармы, заключенный в практике 3 вещей (духовная дисциплина, нравственность, мудрость), которая приводит к освобождению. Первый конек крыши символизирует нравственность. Он выполнен в виде существа, которое является переплетением 4 животных, представляющих землю, воду, ветер и огонь. Слон представляет землю, нага – воду, крылья лебедя – ветер, грудь льва – огонь. Они охраняют реликвии Будды, расположенные за ними: 5, 8, 10, 227 элементов Нравственности и 84000 законов дхармы.

Второй конек крыши, расположенный над первым, обозначает духовную дисциплину, изображенную в виде двух животных: Нага и лебедь. Пасть Наги символизирует пороки людей, лебедь – их достоинства. Нравственность представляет собой уничтожение наших пороков и страстей. Когда наше сердце побеждает эти страсти, рождается духовная дисциплина, дающая начало мудрости. Третий конек, самый высокий, символизирует мудрость. Он выполнен в виде Гаруды со спокойным лицом, отказавшегося от всех страстей и усмирившего внутренние желания.

За третьим коньком крыши расположены 7 элементов, изображающих 7 факторов просветления, еще 8 элементов поддерживают Чат и обозначают Восьмеричный Путь. Чат символизирует Нирвану. Элементы карниза верхнего уровня крыши выполнены в виде пут. 10 колонн и 4 угла Бота. Флаги по канону Ланны. Возможно, я объясняю грубо и примитивно, но, по крайней мере, приближённо к истине. Вообще, об этом довольно много написано. Всего я намерен построить 9 зданий, каждое из которых будет иметь свое значение в рамках буддийской доктрины.

Я хотел создать величественный образец буддийского искусства, чтобы люди со всего мира восхищались им и желали увидеть своими глазами. Я посвящу этому всю жизнь, до последнего вздоха. Я подготовлю учеников, чтобы еще два последующих поколения продолжат после моей смерти. Я рассчитываю, что на строительство комплекса из 9 зданий, уйдет 60-70 лет.»


Спроектирован и построен Чалемчаем Коситпипатом, который задумывал создать храм подобный небесному дворцу, доступному для людей. Строительство началось в 1997 году на территории в 3 рай, благодаря пожертвованию господина Ванчая Вичончакона, территория храма на сегодняшний день составляет 9 рай. Настоятелем храма является преподобный Киттипонг Канлаяно.

Часы работы: Храм: ежедневно, 6:30 - 18:00 Картинная галерея: пн-пт, 8:00 – 17:30. Суббота, воскресенье, праздничные дни: 8:00 – 18:00.

Источник: www.watrongkhun.org

Перевод: www.triangle-art.ru

Фото: http://www.triangle-art.ru/news/16-glavnoe-mesto--belyj-hram/