«Две стороны каждой истории»: Критсана Чайкитваттана в галерее Тавибу

В 2014 году в галерея Тавибу, что в Бангкоке, прошла выставка картин художника Критсаны Чайкитваттаны под названием «Две стороны каждой истории». Абстрактные произведения мастера выражают его озабоченность противоположностями и двойственностями, которые формируют его ощущение современного Тайланда. Исходя из своего личного опыта, Чайкитваттана соединяет повсеместно узнаваемые мотивы известных произведений западного искусства с буддистскими темами, многие из которых близки ему с детства.

  • Я выбрал символическое искусство известных художников XIX века (Ван Гог, Эдвард Мунк и другие – прим. ред.), которое можно соотнести с философией буддизма, — рассказывает автор. — Я смешал различные элементы, чтобы показать конфликты в изменчивом обществе. Я хочу показать, что всё сейчас меняется быстро, и мир полон хаоса.

Но Чайкитваттана не считает этот хаос разрушительным. Хотя соединение доминирующей западной культуры с традиционно тайской философией может быть воспринято негативно, художник видит такое смешение как позитивное движение. Именно такое непростое, неизведанное окружение он формирует в своих произведениях.

Куратор Джонатан Томсон рассказывает: «Чайкитваттана интересует не изображение абсолюта или фундаментальных идеологических позиций, но места, где эти позиции встречаются... Его нынешние работы не имеют целью показать последствия этих противоборствующих позиций, вместо этого они стремятся выразить эмоциональную природу самого конфликта».

В самом деле, каждая картина — слияние нескольких идей и тем. Охватывая различные стили и экспериментируя с направлениями фигуративной и пейзажной живописи, Чайкитваттана размывает и расширяет границы своего художественного языка.

36-летний Критсана Чайкитваттана окончил университета Чулалонгкорн со степенью бакалавра изобразительных и прикладных искусств (живописи) в 1998 году и стал магистром изящных искусств (живописи) в Силпакорнском университете в 2002 году. С 1998 много выставлялся в Тайланде (это его пятая персональная выставка). Наиболее заметное влияние на него оказали концептуальные художники Ай Вэй Вэй и Джозеф Кошут.