«Изумрудные Города» в Азиатском музее искусств: Ослепительные бирманские и сиамские сокровища богатой наследницы и филантропа Дорис Дьюк нашли новый дом. Часть 2

Удачная жеребьевка

После нескольких лет переговоров, где-то в 2002-м, Фонд решил позволить Азиатскому музею искусств и Музею искусств Уолтерс в Балтиморе, который владеет очень важной коллекцией азиатского искусства, выбрать для себя предметы в первую очередь. «Мы договорились самостоятельно разработать схему раздела произведений искусства и предоставить Фонду Дьюк согласованный список», – пояснил куратор Форрест МакГилл. – «Мы выиграли жеребьевку, получили право сделать первый выбор и хорошенько прошлись вверх и вниз по списку. В итоге мы получили 167 предметов, они – 150 предметов, а остатки были распределены между примерно двумя десятками музеев в Великобритании и США».

По оценкам МакГилла, примерно 75 процентов предметов каким-либо образом, прямо или косвенно, связаны с религией. Они были сделаны по поручению богатых и аристократических семей для использования в их домах или дворцах или в качестве пожертвования монастырям.

К тому моменты предметы пролежали на складе несколько десятилетий – с 1940-х, 50-х и начала 60-х. «Все они были покрыты грязью и многим из них была необходима реставрация», – рассказывает МакГилл. В ряде случаев материалы, которые пережили тропический климат Юго-Восточной Азии, стали разрушаться в новом климате. «Мы потратили последние пять лет и около 7000 часов, укрепляя, стабилизируя, сохраняя и ремонтируя произведений искусства», – поведал МакГилл. – «Некоторые из хрупких тайских картин на ткани было уже не спасти».

Экспозиция была разделена по географическому признаку на три зоны: секция Центральной Бирмы, затем секция Восточной Бирмы и Северного Таиланда, которые, несмотря на наличие границы, являются домом для народа шан и имеют множество культурных сходств, и, наконец, секция, посвященная Центральному Таиланду, заняла большая галерею. Название выставки «Изумрудные города» не отсылало к каким-либо настоящим изумрудам в экспозиции, но задумывалось как поэтическое. Самое главное изображение Будды в Бангкоке – Изумрудный Будда, и официальное название Бангкока – «Город Изумрудного Будды». Официальные названия трёх столиц Бирмы в XIX веке имеют в своей основе названия драгоценных камней, хотя ни один из них и не является изумрудом.

Бирма

Секция Бирмы открывалась предметами, которые имели религиозное применение и продолжалась предметами роскоши. Там были выставлены несколько богато украшенных чаш для подношений, жертвенных сосудов и пьедесталов. Они приобретались аристократическими семьями, часто заполнялись пищей и передавались в качестве пожертвований в храмы в монастыри, чтобы укрепить достоинство и поддержать их высокое положение. Эти сосуды сделаны из металла, с декоративной зеркальной инкрустацией или стеклянными копиями драгоценных камней на внешней стороне. Они открываются в средней части и изнутри выложены бамбуком, который полностью покрыт лаком. Не так много известно о стекле на этих предметах или на любых других произведениях в коллекции, за исключением того, что стекло очень высоко ценилось и вставлялось даже в вещи, которыми пользовались члены королевской семьи, вместо настоящих драгоценных камней.

«Можете себе представить, для представителей культуры, которая не имеет или не знает стекла, каким наслаждением должна была быть возможность увидеть английские люстры и другие роскошные изделия европейской стекольной промышленности», – пояснил МакГилл. – «На самом деле мы не знаем, откуда взялись осколки, которые они использовали. Некоторые из них, возможно, были европейского происхождения, а некоторые, вероятно, были привезены из Индии. В конце концов, именно потому, что стекло так сильно им нравилось, и на него был большой спрос, бирманцы и тайцы привезли европейских советников и создали промышленные заводы по производству стекла в Бирме и Таиланде.

Выставка ставит ещё много вопросов. «Мы не знаем ни имён мастеров и художников, ни названий мастерских, и ни на одном из экспонатов не указана дата создания», – объяснил МакГилл. Настенные таблички с описаниями предметов настолько исчерпывающи, насколько это возможно, однако часто даты создания на них указаны в диапазоне в 125 лет – не тот уровень точности, на который рассчитывает большинство. «Некоторые из этих предметов десятилетиями изготавливались одним и тем же способом, и это делает невозможной более точную датировку», – сказал МакГилл.

Сцены из бирманской версии эпоса Рамы. Прибл. 1850-1900. Хлопок, шерсть, шелк, блестки

Центральный экспонат бирманской секции – «Сцены из бирманской версии эпоса Рамы», редкое, почти шестиметровое тканевое подвесное полотно, покрытое блёстками, изображающее сцены из легенды о Раме. Хотя доподлинно её назначение и неизвестно, вполне возможно, что эта рассказывающая свою историю ткань была фоном для кукольных спектаклей. Королевские костюмы, изображенные на этом произведение, находили свое отражение по всей выставке, как в настоящих костюмах, так и в тех, которые появлялись в произведениях искусства и на марионетках.

Кушетка. Прибл. 1850-1910. Бирма. Покрытое лаком дерево со стеклянными стержнями и зеркальным стеклом. Подарок от Коллекции искусства Юго-Восточной Азии Благотворительного фонда Дорис Дьюк

Те, кто интересуется мебелью, были очарованы потрясающей бирманской кушеткой, или дневной кроватью, с пузатыми ножками, сделанной из богато украшенного лакированного дерева, инкрустированного стеклянными стержнями и зеркальным стеклом и c обивкой из изумрудно-зеленого бархата. На старых фотографиях бирманские и шанские аристократы сидят, изображения Будды полулежат, а умершие монахи уложены. У азиатской кушетки отсутствовала оригинальная обивка, так что новая, из изумрудно-зеленого бархата, была изготовлена в 2008 году, по образу подобной кушетки в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Эту симпатичную кушетку Дорис Дьюк получила не напрямую из Бирмы. Вместо этого она купила её у дизайнера интерьеров, который уже владел ей в Нью-Йорке. Это выяснилось случайно, когда один из реставраторов Азиатского музея искусств просматривал журнал по дизайну интерьеров и увидел фотографию этой самой кушетки в гостиной шикарных апартаментов дизайнера на Пятой авеню в 1930-х годах. «Когда мы увидели фотографию и начали сравнивать все щелочки, щербинки и так далее, то быстро определили, что это была та самая кушетка, которую мы получили от Дорис Дьюк», – рассказал МакГилл. – «Мы пытались отследить какую-либо связь между декоратором и Дорис Дьюк, но до сих пор не преуспели».

Северный Таиланд и штат Шан в Бирме

Вторая секция выставки включает предметы религиозного искусства и предметы роскоши Северного Таиланда и штата Шан в Бирме. Большой черный с красным деревянный сундук, покрытый лаком, мог бы стоять в храме, где какой-нибудь монах хранил бы в нём одежду и рукописи. Это редкий и важный сундук, который, вероятно, был пожертвован храму. Он со всех сторон украшен рисунками, рассказывающими известные сюжеты, среди которых, например, сцена восхождения Будды на престол, Пхра Малай и Индра в ступе Чуламани и стражи. Несколько примеров церемониальных штандартов были выставлены рядом с сундуком, дабы служить иллюстрациями реальных предметов, изображенных в сценках на сундуке, чтобы мы могли лучше представить себе, как эти штандарты использовались в качестве королевских регалий в официальных шествиях и церемониях. Количество штандартов показывало ранг члена королевской семьи.